Вуаль слишком плотная, почти как москитная сетка. Фалька ненавидела траурные мероприятия, ненавидела вуаль, но благодаря ей можно было просто наблюдать за скорбными лицами коллег и подчиненных Васса, те старательно глотают слезы, судорожно вздыхая и страдая, ведь Мориц Васс был таким милым человеком, и так скоропостижно скончался.
Скоропостижно — не то слово. Было бы лучше, не помри он так скоро. Но, видимо, Миро уже не мог терпеть дольше, решив извести отца так быстро, иначе не объяснить, почему все было хорошо еще несколько дней назад, не считая той ссоры в начале месяца между Фалькой и Морицем. День ничего не предвещал, ровно до тех пор, как мадам Балаж вернулась домой с прогулки, а Мориц уже был мертв и вокруг него бегали попеременно Миро, Глэдис и драклов домовик, бросавший на хозяйку дома злобные взгляды. Она ему, определенно, не нравилась. Он ей — тоже.
По большому счету хоронить Морица следовало в семейном склепе дома, но участия в подобных решениях Фалька не принимала, все решили без нее. Она лишь плечами пожала: ничего удивительного, Миро, видимо, планировал оставаться в Британии если не навсегда, то на очень долгое время. Его жена-англичанка бледной молью стоит по ту сторону гроба, внимая речам о свекре, вызывая желание расхохотаться. Все здесь были лицемерами, начиная от сыночка и его супружницы, продолжая дражайшими коллегами, которые все пытались высмотреть в безутешной вдове признаки нервного срыва с падениями на гроб и причитаниями «На кого ж ты меня оставил?».
Фалька ничего не чувствовала уже несколько недель по отношению к Морицу. Полное безразличие прокралось в душу, оставшись там на постоянное место пребывания, свернувшееся змеей где-то под сердцем. Безразличие и сейчас владеет ею, нет ни жалости, ни сочувствия, ни желания пролить хотя бы слезинку. Она никогда не любила этого человека, но они оба друг друга устраивали, и в тот момент, когда Мориц решил для себя что-то такое, все разрушилось — рухнули все обязательства, договоренности, рухнуло все желание Фальки защитить его от его же сына, который сейчас стоит напротив, впиваясь взглядом в тонкую фигуру вдовы.
Дважды вдовы.
Вот что жутко бесит — Фалька снова вдова. Вдовье ее платье дорогое, по фигуре. Украшения подобраны с достоинством. Ей идет черный цвет. Но быть вдовой снова как-то невесело, особенно, когда частично в том сама виновата. И все же, в душе поднимается некое любопытством: как все будет дальше? Миро так азартно стремился избавиться от мачехи, мня, что ей нужны деньги Вассов, но Фалька от Урусова получила некое финансовое состояние, к тому же ни отец, ни мать не отрезали дочь от семейного благосостояния, а работа привносила свой доход, который мог обеспечить любые капризы Балаж. Это все было смешно, но что-то подсказывало, что завещание Морица не расставит ничего по местам, а только откроет новый фронт действий. И тут уж просто решить нужно, уехать из этой сырой страны, полной тоски и занудства или остаться понаблюдать за тем, как Миро будет изворачиваться и планировать месть. Самому себе мстить неудобно, не ровен час, признаешься в том, что сам убил отца, так что проще выбрать объект ненависти, глядишь, убедишь всех вокруг.
Собственные мысли так увлекли, что Фалька с некоторым удивлением обнаруживает — церемония прощания завершается, гроб с телом Морица остается в холодном склепе, не то прикупленном Миро, не то одолженном у семьи Глэдис. Это Фальку уже не касается, она не будет приходить разговаривать с покойным мужем, легко вычеркивая его из своей жизни и памяти. Но все же она задерживается под злым взглядом пасынка, одаривает его холодной улыбкой, не двигается с места. Пусть все считают, что она хочет побыть наедине, пусть думают, что два дня спустя вдову, наконец, накрывает непрошеная тоска. Карминовые губы Фальки — все, что видно из-под плотной вуали, она провожает взглядом гостей этих фарсовых похорон, сейчас все они соберутся в ее доме, в который она, видимо, вернется поздно ночью, чтобы не тратить свое время на пустые слова и соболезнования.
Когда все уходят, Фалька стягивает перчатку, прикладывая ладонь к крышке гроба. Прикрывает глаза, бормочет заклинание, камень на пальце чуть мерцает. Все так же, как и два дня до того, импульс не показывает воздействия чужой магии. Видимо, Миро все-таки воспользовался ядом, но каким? Таким, чтобы не определили? Фалька представить себе не могла, что именно сделал Миро с отцом — сделал ли? Наверное, да.
Хотя ему хватило ума вызвать Аврорат, посоветовавший ему пока что не закапывать гроб с телом отца, тем самым вгоняя Фальку в некоторые сомнения. Потому Васс и будет покоиться в этом странном месте. А Фалька лишена возможности покинуть пределы негостеприимной страны, осточертевшей ей до икотки, пока они будут искать несуществующие доказательства вины мадам Балаж.
Фалька снова натягивает перчатку, выходит на свежий воздух. Старые кладбища все похожи друг на друга, полные застарелой скорби, мраморных статуй или типовых надгробий. Впрочем, нет, в Англии никто не вешал фотографий покойных на памятники, может, и к лучшему. Чувство тлена невидимое, но осязаемое, еще и приправленное златовласой осенью: с утра прошел дождь, что становится обыденностью для каждого дня, каблуки ботинок вязнут в почве, подталкивая к выложенной дорожке. Но пахнет терпкой свежестью, и солнце, робкое, легкое, ласкает лучами, призывая поднять вуаль, подставить солнцу лицо. Что Фалька и делает. Рядом никого, гости по большей части уже аппарировали прочь, те, кто еще остается, стоят далеко под раскидистым золотистым дубом, желуди, что ли, ищут там. Фалька поднимает вуаль, с радостью поднимает лицо к небу, подставляясь приятному ветерку. И улыбается, наслаждаясь моментом — она любит осень. Странное дело, но это время года всегда дарит ей уют, пропитанный ароматом свечей, глинтвейна и треском дров в камине. Непогода и дожди тоже имеют свою романтика, свое очарование. Золотое же плетение листьев перекликается с золотыми нитями, что оплетают запястье самой Фальки, подаренный матерью защитный браслет. Сейчас бы гулять долго, путаясь в парках, наслаждаясь их красотой, щурясь на небо, в чьей синеве нет ни облачка, только тепло уже зыбкое, почти невесомое, отступает под прикосновением холода, преддверие которого бликует утренними лужами, в которых особо ретивые прохожие могут увидеть иней. Но это все обман зрения, в этом городе и снег бывает так редко, что зима остается в душе слякотью и унылостью.
Пойманный рукой лист Фалька держит аккуратно. Желтый, с красными прожилками. Большой. Не хватает сейчас только каштанов под ногами, падучих ежиков на тротуаре. Но развить мысль и предаться уже не тоске, а просто ностальгии, Фалька не успевает. Ощущение, что она здесь больше не одна, покалывает в затылке. Балаж оборачивается, вопросительно глядя на незнакомца, которого еще несколько минут назад тут не было. Неестественный элемент момента, который неприятно будоражит нервные окончания.
— Если вы на похороны, то часть в склепе завершилась, но вы можете пойти и выразить свои чувства покойному. Остальная часть будет проходит в доме Вассов.
Возможно, этот мужчина сотрудник венгерского, может, советского посольства, польского... да любой из стран, кто является смежным посольством по Варшавскому договору. Все они тут прикидываются одной семьей.