[...]
- Спасибо, что согласились участвовать. Я знаю, что для вас и вашей группы это некий риск. Но кто знает, возможно данное интервью поможет сгладить ситуацию и уменьшить социальное напряжение.
- Вы так думаете?
- Я на это надеюсь! Как бы то ни было, попытки понять вас необходимы всем нам... Итак, Дэс. Скажите, пожалуйста, как давно вы - Неспящий?
- Я не сплю вот уже 12 лет.
- Звучит пугающе! Как это началось?
- Это началось с диагностированной депрессии после смерти моей жены. И встречи с Фрэнсис.
- Ох, примите соболезнования вашей утрате. А Френсис — это?
- Моя наставница, бывший лечащий врач, коллега... И одна из любовниц.
- Одна из? (чуть смущенная улыбка). Я слышала что-то о сексуальной свободе в Календис, но слышать подтверждение вживую... Вы практикуете там открытые форматы отношений?
- Можно сказать, что мы практикуем абсолютную форму доверия и уважения человеческих свобод во всех проявлениях.
- Полифилин и его прием — одна из таких свобод?
- Если вам угодно так считать (с лёгкой улыбкой). Я бы назвал это не свободой, а потребностью, необходимостью. Если вас, как и меня, интересует личностное развитие.
- Можно ли называть прием отозванных препаратов личностным развитием? Как вы вообще начали его употреблять?
- Предположим, завтра в мире запрещают использование всех унитазов. Является ли поход в кусты личностной деградацией? Является ли желание использовать унитаз по назначению личностным развитием? Отозван препарат или не отозван, не следует заблуждаться или отрицать один простой факт: этот препарат прогрессирует личность, при этом каждую личность, выводя её на совершенно иной уровень. Именно в этом - причина стигматизации. Что до начала приёма - полифилин мне назначил мой врач.
- Я вас правильно понимаю: вы считаете, что без полифилина личность прогрессировать не может?
- Я считаю, что личность может прогрессировать самым разнообразным образом. Полифилин, впрочем, открывает возможности, которые не может дать ничто другое. По крайней мере, на данном этапе развития медицины.
- Как ваш организм принял полифилин?
- Прекрасно! Проявления депрессии исчезли уже через несколько часов. Прошла и тревога, и чувство бессмысленности самого существования... Спустя неделю я уже получил новую работу - значительно более высокооплачиваемую. Тогда ещё казалось, что это мне необходимо.
- Были ли у вас какие-то побочные эффекты? Почему вы решили принимать препарат без перерыва?
- Были головные боли, носовые кровотечения… Но всё это не сравнится с ощущением беспомощности, которое накрывает тебя после отказа от полифилина. И нет, это вовсе не «ломка» в привычном понимании. Это ощущение можно сравнить с тем, как если собственноручно закрыть себя в клетке, полной испражнений. Это просто бессмысленно и глупо.
- То есть вы пробовали отказаться от полифилина?
- Да, как и большинство календистов. Пробовал, и мне не понравилось (смеётся).
- А что на счет сна? Признаюсь, я никогда не принимала полифилин, поэтому могу лишь представить как может насторожить подобный опыт.
- Сон перестал быть необходимостью. По крайней мере, обыкновенный бессмысленный сон. Этот опыт меня вовсе не насторожил — я нашёл его исключительно полезным.
- Вы совсем не скучаете по сну? Как вы вообще отдыхаете?
- Если сильно хочется, в сон можно погрузиться с помощью снотворного. Поэтому здесь нет по чему "скучать". Более того, принимая полифилин, перестаёшь испытывать усталость как таковую. И боюсь, Майя, вы не сможете представить себе это состояние, пока не испытаете его сами. Отдых — побочный эффект немощности и усталости. Он не нужен тем, кто таких эффектов на себе не испытывает.
- А что на счет иных возможностей, связанных непосредственно со сном Неспящих? Вы предпочитаете бодрствовать и быть эффективным в реальности?
- Лично я предпочитаю бодрствование. Мои способности Неспящего весьма скудны, куда больше пользы я могу приносить не погружаясь в сон в принципе. Однако для большинства представителей Календис это работает с точностью да наоборот.
- Что именно в вашем представлении является пользой для Календиса?
- Календис — это пристанище для каждого Неспящего. Если так случится — а это скорее всего случится, — что Неспящие будут объявлены вне закона, Календис станет единственной опорой таких людей. Именно поэтому каждый гражданин, жаждущий принести общине пользу, должен стремиться к её расширению и качественному улучшению. Например, сейчас мы занимаемся строительством новых центров для принятия и адаптации новоявленных Неспящих по всему миру. Всё это требует средств, сил, времени и возможностей.
- Звучит как община максимального принятия! Тем не менее, с деятельностью Календиса связывают также и некоторые менее душеспасительные инициативы. Не буду ходить вокруг да около: террористические акты. Как вы могли бы это прокомментировать?
- Очень удобно повесить всю вину за случившееся на конкретную организацию, но в реальной жизни всё работает не так. Объявлял ли Календис свою причастность? Декларировал какие-то требования? Мой вам ответ: нет. Календис выступал и будет выступать за здравый смысл, свободу (в том числе от чужих войн), безопасность и принятие. Если представители Общины и были виновны в каком-либо инциденте, целая Община не может нести за это ответственность. Люди учатся, люди экспериментируют. Иногда эти эксперименты могут заканчиваться катастрофой. Вместо ограничений таких экспериментов государства должны быть их инициаторами и проводить в безопасных условиях. Однако, как я и сказал с самого начала, куда проще и удобней просто найти конкретного врага и запретить его деятельность.
- Правильно ли я понимаю: вы не считаете, что Календис виновен в происходящем? И кто в таком случае должен понести ответственность?
- Я не мыслю категориями «виновен, не виновен». Я считаю, что любые изменения в обществе должны регулироваться, а не ограничиваться. Календис — это лишь объединение людей, не имеющих агрессивных интенций. Любые происходящие инциденты исходят от личностей, а личность берёт на себя ответственность в моменте решения принимать полифилин. Так уж вышло, что полифилин существует. Вместо того, чтобы пытаться бороться с этим явлением, нужно взять его под контроль. И я вовсе не имею в виду тоталитарный контроль, я говорю о рациональном подходе. Именно этим занимается Календис, именно к этому Община стремится.
- Звучит невероятно сложно! Давайте вернёмся к более простым категориям. Выше вы сказали, что когда-то считали необходимостью более высокооплачиваемую работу. Как изменились ваши взгляды и как на это повлиял полифилин?
- Это... непростой вопрос. Полифилин не повлиял на мои взгляды, он скорее изменил способ мышления. Те вещи, что казались важными и необходимыми, перестают иметь значение. Высокооплачиваемая работа - всего лишь эффект массовой погони за счастьем и статусом. И кому-то это действительно может казаться важным; кто-то ради этого готов даже пожертвовать собственной свободой и временем. Однако для нас всё это становится лишь одним из этапов. Мы все способны достичь этой самой статусности, если захотим. Мы все можем прекрасно и незаметно руководить массами... Откуда, собственно говоря, вы знаете, что этого не происходит прямо сейчас?.. Для большинства это просто становится неинтересным. Скучным, примитивным. Куда более важным становится не достижение, а познание.
- Хочу сразу уточнить: познание чего?
- Всего вокруг. Бодрствование, сон, реальность и фантазия — что есть истина, а что — иллюзия? Тестирование собственной реальности для Неспящих вышло на совершенно иной уровень. Под вопросом — самые базовые принципы бытия. О человеческих законах я даже не упоминаю…
- Значит ли это, что человеческие законы не являются для вас моральным ориентиром?
- Человеческие законы в массе своей следуют логическим выражением моральных ориентиров и фактором безопасности общества. Мы не считаем, что они — неправильны или спорны. Здесь вопрос к самой конфигурации общества и человеческого взаимодействия как такового. С полифилином вопрос коммуникации обретает совершенно новые формы. В конце концов, если я могу «подключиться» к сознанию другого человека и прочесть его взгляды, мировоззрение, противоречия и просто мысли, полностью и абсолютно приняв эти не выраженные ртом знания — является ли это вторжением? Или всё же новой формой коммуникации? Если так, насколько нынешние законы способны эту коммуникацию регулировать?
- В связи с этим бонус вопрос: если бы вы могли подключиться к сознанию кого-нибудь из власть имущих — вы бы сделали что-то, чтобы изменить текущий статус Неспящих?
- Лично я или Неспящие в целом? (смеется)
- И вы, и Неспящие!
- У меня на подобное точно не хватит возможностей. Но я знаю тех, кто в теории на это способен. К счастью для всех нас, идеология не позволяет нам поступать подобным образом. «Нам» — это адептам Календиса, я не могу говорить за всех Неспящих в целом. Календисты не видят необходимости условного «захвата власти» и насильственного переубеждения. Мы видим мир решений, взаимного принятия всякого инакомыслия… Но для такого мира всем вокруг ещё придётся немного подрасти.
- Действительно, это звучит как утопия. Тогда чем планируете заняться, пока мир ещё не подрос?
- Сотрудничать и наблюдать.
- А что, если мир объявит вам войну?
- Что ж… Тогда нам придётся учиться немного быстрее.
[...]