"Мне всегда нравились заводные механизмы. Пристрастие началось с подарка от папы: он отыскал какого-то великолепного мастера игрушечных дел, Оппенха, который из кучки жестяных полосок, десятка шестерёнок и нескольких тоненьких цепочек соорудил великолепную металлическую змею. Я помню, как, высунув язык, усердно крутила торчащий из узкой спины ключик; он поначалу был совсем тугой для моих детских рук. Когда дальше заводить было уже некуда, я опускала модель рептилии на землю и она оживала: тельце со скрипом изгибалось зигзагом то в одну сторону, то в другую. Она бодро двигалась вперёд (если поверхность была не слишком скользкой!), и через каждые полметра приподнимала чуть-чуть украшенную рубиновыми глазами голову и дерзко шипела. Ещё у меня был крошечный железный рыцарь на коне, но он мне нравился поменьше, потому как скакун двигался слишком медленно и неестественно, и не внушал ужаса и уважения, которые, по моему мнению, должны были внушать рыцари. Обе игрушки были страшно дорогие, ведь делались на заказ, но в ту пору я этого не осознавала, а потому без зазрения совести вытаскивала их играть во двор – даже после дождя. Справедливости ради, времени поиграть у меня было не так уж много, так что прожили папины подарки куда дольше, чем им с таким обращением полагалось.
В бесхитростном детском восторге я не особо задумывалась, что эти игрушки символизировали. Это уже потом, годам к четырнадцати, когда и змея, и рыцарь уже превратились в бесполезные груды металла, я о них задумалась всерьёз. Они демонстрировали, на что способны человеческие ум и изобретательность безо всякой магии. Они доказывали, что нам не нужны дешёвые еретические трюки, чтобы создавать поражающие воображение вещи. Я помню, как обсуждала это с Сау, и она со мной согласилась, пусть и относилась к механизмам куда более прохладно… Мне захотелось тогда разыскать того мастера, у которого отец заказал змею и рыцаря, но оказалось, что он теперь работал на Церковь в столице. Пришлось подождать.
Поступив в Инквизицию, я перебралась в Элликсазу, и желание встретиться вновь с талантливым ремесленником разгорелось с новой силой. Мне казалось странным, что за прошедшие десяток с хвостиком лет он так и не приобрёл знаменитости по всей стране. Да что он; цеха мастеров-часовщиков так и не возникло, заводные игрушки оставались редкостью. Разве не глупо? Чернь зачастую тянется к знахарям и колдунам потому, что те способны поразить их воображение. Выслеживать и наказывать виновных – дело благородное, но заниматься им было бы куда легче, если бы простолюдины не меньший трепет испытывали перед сложностью и размеренностью машин. Мне приходили в голову смелые идеи; почему бы не сделать театр заводных фигурок, повествующий о ключевых событиях древности?.. Механика, как наука и как явление, на удивление хорошо вписывалась в общий образ Церкви, и не только потому, что её так легко напрямую противопоставить магии. У механики и Багровой религии были схожие символы. Пламя, масло, пар, металл… Да сама Церковь зачастую напоминала идеально отлаженный механизм. Мне так и представлялась старая-добрая механическая змея, только в броне, с острыми клыками, и пламенным сердцем, которое заставляло ключ крутиться самостоятельно.
Оказалось, господину Оппенху Церковь и впрямь за последние годы поручила несколько поражающих воображение проектов. Только, конечно, не игрушки интересовали Багровых священников, а пыточные инструменты. Я не стану марать эти страницы подробным описанием ужасов. Тогда они казались мне по-своему прекрасными, ведь они служили ещё одним доказательством могущества Церкви, ещё одним напоминанием того, с каким рвением мои братья и сёстры готовы проповедовать истину Шестерых. Да, им недоставало элегантности и грации заводных игрушек, ведь для того, чтобы причинить человеку боль, изощряться особо не надо, да и механизмы нужны гораздо более жёсткие… Теперь, кажется, от одного воспоминания желудок мой сворачивается в тугой узел.
Я помню, как в первый и последний раз поговорила с Оппенхом. Я застала его за работой. У него были красивые, тонкие, умелые руки, на удивление нежные для человека, который каждый день собирал и пересобирал состоящие из кусков наточенной стали предметы. Только руки эти и оставались спокойными во время нашего разговора; всё остальное, от кожи до голоса, так и пронизывала сумасшедшая дрожь. Я решила тогда, что на него снизошло вдохновение от самой Каерлан, и он трепетал, чувствуя, что пустил свой талант Ей на пользу.
Простите мне эту прелюдию.
Мистерия. Я возненавидела это место, кажется, с самого первого же шага, что я тут совершила. Куда ни бросишь взгляд – он упадёт либо на мага, либо на химерика, либо на еретика. Жар Багровой Церкви до моего прибытия ни разу не смог этот мир опалить. Я долгое время гадала, что же Мистерия из себя такое представляет; моё ли это личное чистилище, в котором я обязана ответить за грехи моей сестры, или, может, чересчур далёкие и тёмные земли, которым требовался лучик света Церкви… Смешно то, что ответа я не знаю до сих пор. Мне кажется, пришельцы вроде меня сами для себя этот ответ находят и определяют. Мне удалось его отыскать в вере, что тебя наверняка не удивит. Как бы там ни было, это ведь именно Шестеро возжелали, чтобы я сюда прибыла. Пытались ли они меня наказать? Направить? Принести сюда порядок моими руками? Всё сразу. Вопрос на самом деле стоял не в том, что такое Мистерия, а в том, что я собиралась в ней делать.
Первое время я просто поступала в соответствии со своими принципами – с теми же, которые вели меня по моей одинокой дороге два года кряду со дня падения Дома Эскорца. Я бросала вызов тому, что считала злом. Вставала на защиту тех, кому она требовалась. Я не сдавалась и не опускалась до сотрудничества с местными инакомыслящими. В результате я за сутки лишилась меча и дееспособности ввиду перелома всех рёбер разом.
Я не могла позволить себе жить в моменте. Мне нужна была цель. Мне нужно было что-то, ради чего я, скрипя зубами, могла бы поступиться идеалами – хотя бы временно. Что-то, что в глазах Шестерых оправдало бы все мерзкие поступки, на которые мне предстояло ради достижения такой цели пойти. Если бы я тогда отказалась от поисков такой цели, если бы просто вздохнула и осталась просто безликой иномиркой в маске, то всё случилось бы совсем иначе. Но мне под руку попался Голодный Факел Каерлан, знак благоволения со стороны Шести Тронов. Свидетельство, помимо всего прочего, того, что я была не первой лавинианкой в этой чуждой реальности. Не первой попыткой моих богов согреть и осветить мрачную Мистерию.
Я поставила себе цель – построить в Мистерии Багровую Церковь. И она, само собой, оправдывала средства.
Я понятия не имела, с какой стороны к этому делу подступиться. Где раздобыть денег, как завербовать сторонников, где, в конце концов, базироваться, как проводить миссионерскую деятельность, как не оказаться стёртыми с лица земли случайным чихом со стороны золотого дракона. Да, спасибо матери, я обладала неплохими познаниями в области управления и счетоводства, но большая часть этой типично-землевладельческой грамоты давным-давно вылетела из моей молодой головы.
В Лавинии Багровая Церковь тесно связана со всеми сторонами жизни общества. Я не могла и надеяться в краткие сроки точно так же её интегрировать в жизнь мистерианских городов-государств. Пришлось подумать. И поработать. Ответ нашёлся в детских воспоминаниях.
Машина. Церковь когда-то представлялась мне хорошо отлаженным механизмом. В основе заводных змеи и рыцаря лежал практически один и тот же механизм, которому требовался ключик. Мне требовалось просто выделить основополагающий принцип работы Церкви, а всё остальное можно будет построить позже вокруг него. А в чём этот принцип заключался? Как его выделить так, чтобы собрать вокруг себя сторонников?..
Простите, я, право, теряюсь сейчас в мыслях, потому что не знаю, как мне следует об этом говорить. Я несколько десятков лет на всё это смотрела через сильно искажающую реальность линзу. Что я видела? Я видела, как искала тех, кому больше всего требовалась багровая правда. Тех, кто сильнее всего нуждался в истине Шестерых. Тех, кто не боялся за эту истину поднимать оружие и рядом со мной её ценой собственной жизни отстаивать. Мне нужны были храбрецы-праведники, люди с самого низа мистерианской иерархии, которым надоело, что ими помыкают то могущественные колдуны, то жрецы непонятных верований, то бандиты, притворяющиеся силами порядка.
А если уж быть честной, то нужны мне были самые отпетые мерзавцы и самые глупые и слабые духом дураки. Те, кому требовалась любая причина почувствовать себя лучше остальных. Любая возможность скинуть ярмо, которое зачастую было воображаемым. Те, кто рьяно тянулся к религии, обещавшей возможность начать священную войну без правил и обходиться с побежденными на правах сильного. Они стали первыми из мистерианских прихожан Багровой Церкви. Первыми из тех, кто встал на путь искупления для своего погрязшего во всех грехах мира, не собираясь при этом раскаиваться.
Быть может, озаботься нами тогда кто-то, ничего бы у меня и не вышло. Но никто не озаботился. Что толку обращать внимание на какую-то кучку безумцев в красном? А моя Багровая Церковь росла. Моя вера пожаром прошлась по Карлионису, перекинулась на Инь-Янь, пошла дальше. Моя машина росла, она набирала обороты, она всё чаще требовала её заводить. Багровая Церковь в Лавинии обладает неограниченным кредитом ужаса; никто и никогда не осмелится против неё выступить, кроме тех, кому делать больше просто нечего. В Мистерии всё иначе. У нас ещё не было репутации, а для того, чтобы развитие и рост продолжались, её необходимо было нарастить. Моих пламенных речей и подвигов уже не хватало на то, чтобы достаточно часто заводить этот ключик; ему требовалось что-то посерьёзнее.
Пламя и кровь.
Я сказала им: с вами Шестеро. Я воспроизвела по памяти большую часть Писаний и позволила своим сторонникам их распространять. Я говорила им: если вы в чём-то не уверены, совещайтесь со словами Шестерых. Я пошла на уступки и на такие решения, от которых даже священники моей родины могли бы прийти в ужас. Я ведь спала и видела багровые флаги над Мистерией. Я чётко осознавала, что в этом смысл моего в мире присутствия.
Машина росла. Мистерия горела, а машина знай себе обрастала всё новыми фанатиками, готовыми жизнь ради неё положить. Первоначальный костяк из отребья частично превратился в ревнителей веры (по большей части фальшивых), частично – закончил свои дни на тех же виселицах, на которых они сами когда-то вздёргивали тех, кто им не нравился, прикрываясь Багровым законом. Новая мистерианская церковь требовала больше – людей, огня, крови – и в какой-то момент я осознала, что мы зашли далековато. Я не помню, что у меня вызвало такое ощущение – может, полный пожаров и столбов дыма пейзаж, может, груда порубленных младенцев в Сириусе, может, ещё что-то – но я понимала, что пора притормозить. Моей Церкви следовало чуточку остепениться. Повзрослеть.
Но она не хотела.
Она не желала замедляться или останавливаться. Моё творение хотело и дальше расползаться кровавым пятном по мистерианским картам. И, что хуже всего, я не могла её остановить. Меня зарезали бы вместе с очередной партией пленных эльфов. Машина была запущена, и люди, которые собирались у её железных боков, с голодными взглядами требовали мяса.
Я могла упереться каблуками в пол и попытаться их приструнить… Это был бы правильный поступок. Наверное. Он соответствовал тому, во что я верила – не как прихожанка Церкви, а как человек. Только я ведь уже однажды поступилась личными идеалами во имя высшей благой цели. Во второй раз это сделать оказалось во много раз легче. Я так отчаянно надеялась, что моё молодое и вспыльчивое творение примет всё-таки знакомые по Лавинии очертания и превратится из орудия террора в так хорошо знакомый мне оплот культуры и процветания. Но время шло, а трансформации всё никак не происходило.
Как я была глупа! Как запоздало прозрела! Понимание того, что я больше не вижу границ между тем, чем моя Церковь была, и тем, что я хотела из неё сделать, приходило болезненно-медленно. Лавинианская и мистерианская Церкви были суть одно и то же, только оставленный в родном мире вариант не нуждался в том, чтобы о себе как следует заявить. Мои последователи трясли воспроизведённые мною Писания и разбирали их по строчкам, желая отыскать всё новые оправдания собственным зверствам. Я же… я же не богослов, и не располагала помощью таковых. Мне задавали вопросы о толкованиях учения Каерлан, а я не могла на них связно ответить, потому что я-то всегда руководствовалась собственным моральным компасом в не меньшей мере. В какой-то момент я обнаружила себя на втором плане. Костёр, что я разожгла, обратился в неостановимый лесной пожар. Религия, которую я сюда принесла, обратилась в безумноую железную мясорубку и сорвалась с рельс, ненасытная, жадная и бездушная. Я с детства искренне верила – ещё бы! – что Багровая Церковь существует для того, чтобы охранять царство праведников от всех тех, кто способен нанести ему вред. Что она сохраняет наши души чистыми и обеспечивает на земле единственно-верный порядок вещей. А оказалось, что всё наоборот: это не машина служит нам, а мы служим ей. Не система для людей, а люди для системы.
У нас был только один способ её остановить: встать, где стояли, образумиться, и громко сказать «хватит». Признать, что мы слишком долго пялились в бездну. Взять на себя вину за излишнее рвение, сбавить обороты, сдержать пожар. Но такое происходит только в сказках. Те из моих сторонников, что были наиболее сознательны, прятали стыдливо глаза, но продолжали работать. Продолжали обслуживать моё творение.
И я занималась тем же. Я возненавидела свою Церковь всеми фибрами души, я проклинала Шестерых, я боялась даже смотреть на священный Факел – но я продолжала работать. Я казалась себе белкой в раскрутившемся чересчур быстро колесе. Я не знала, как остановиться, но понимала, что если не бежать – переломаю себе ноги или сверну шею. Ведь как могла я просто оставить Багровую Церковь? Как могла предать то, с чем росла со дня своего рождения? Как могла отказаться от мечты, которую лелеяла со дня прибытия в Мистерию? Я занималась делом всей своей жизни – я красила мир в багровый и прославляла Шестерых, и каждая секунда моего существования вызывала у меня отвращение.
И вот мы здесь. Вот она, наша мистерианская идиллия, построенная на пепле и костях. Никто из вас не хочет думать о том, каков фундамент этого новенького храма Элликсены. Никто из вас не хочет оглянуться по сторонам и прислушаться к плачу этого мира. Вы боитесь смотреть по сторонам, как боитесь заглянуть внутрь себя; ваши глаза обращены только на слепящие церковные огни. Я смотрю на всё это, и какая-то часть меня до сих пор пытается понять, что же пошло не так и где же я ошиблась. Но суровая правда заключается в том, что я не допускала ошибок. Я выбрала свой путь и успешно прошла по нему до конца; я достигла всего, чего желала, и Шестеро наверняка мною довольны, как довольны вами. Мы свергли господ-колдунов и королей-драконов и установили в этом мире человеческую власть под единым стягом. Построенная мною Церковь попала точно в нужный оттенок, и то, что я сейчас тут стою, служит тому последним и финальным доказательством.
Однако же больше всего происшедшим насладился совсем другой бог. У него нет ни личности, ни звания, ни лица. Он – бог толпы. Бог-машина. Бог, которого наши действия породили и которого наши действия прославляли. Он жесток и холоден, но не потому, что он злой, а потому, что он пустой. Он неразлучен с Багровой Церковью и является первопричиной её успеха. Думайте что хотите, но это ему мы принесли бесчисленные жертвы в надежде на милость, которую он никогда не окажет. Всё, что ему нужно – служба, которая, какой бы прекрасной она ни была, в конечном итоге будет жесточайшим образом извращена. В него даже не нужно верить. Он просто есть, и он продолжит своё паразитическое существование, покуда, прикрываясь благими идеалами, прихожане Мистерианской Багровой Церкви продолжат своё пламенное шествие.
С меня хватит. Мне семьдесят девять и я устала. Я достигла цели всей своей жизни и познала лишь разочарование. Руби, мальчик, я закончила."